МОУ СОШ № 9

с. Толстово-Васюковского  

 

 

 

Классный час на тему

"Современный этикет"

                                                                Учитель истории

                                                             МОУ СОШ № 9

                                                                               с. Толстово-Васюковского  

                                                                        Карабельников В. В.   

  

Цели:                                                                                                                       

·          усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми,

·          овладеть навыками культурного поведения.

 

1 ведущий. Сегодня, ребята, мы поговорим об этикете. Все ли знают, что это такое? Первая страница нашего устного журнала посвящена истории этикета. (pril.1, слайд 2)

Первая страница «История этикета».

2 ведущий. Французское слово «этикет» вошло во все языки мира. Оно близко греческому слову «Этика», что означает «привычка», «нрав». Одно из значений слова «Этикет» — надпись. Вспомним знакомое нам слово "этикетка". Мы же с вами понимаем под этикетом определённые правила поведения, выработанные обществом, которые необходимо знать и следовать им в различных ситуациях.

 

«Этикет — это разум для тех, кто его не имеет», — метко сказал французский философ Вольтер.

1 ведущий. Саму историю этикета принято отсчитывать где-то века с XVI. Тогда этикет означал свод правил при дворе монарха, своего рода церемониал.

В России первый свод правил гражданина был изложен в XVII веке в книге «Домострой». Домострой учил «не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать, не помнить зла»… Находим мы в Домострое и такое «золотое» правило: «Чего сам не любишь, то и другим не делай». (pril.1, слайд 3)

2 ведущий. При Петре I для молодых дворян была издана переводная книга «Юности честное зерцало». В этой книге давались советы молодым дворянам, как держать себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе и в свете. Так, например, в книге рекомендовалось: «в платок громко не сморкаться и не чихать», «перстом носа не чистить», «не жри, как свинья, и не дуй в суп, чтобы везде брызгало» и т.д. Книга пришлась по вкусу русскому дворянству XVIII века и выдержала три издания. (pril.1, слайд 4)

1 ведущий. Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил этикета? Посмотрим, что из этого получится.

Вторая страница «По одёжке встречают...»

2 ведущий. Большую часть времени мы проводим в школе. Поэтому мы будем говорить о нормах современного школьного этикета. Помня пословицу «По одёжке встречают...» поговорим о требованиях к внешнему виду. Ведь внешний вид — это визитная карточка ученика. (pril.1, слайд 5,6)

1 ведущий. Ребята! Нормы школьного этикета требуют делового стиля одежды. Для девушек это брюки или юбка с однотонной блузой или свитером. Для юношей — костюм. Требования к прическе: девушки не ходят с распущенными волосами, юноши носят короткую стрижку.

 

Третья страница «Наша речь». (pril.1, слайд 7)

 

2 ведущий. А теперь поговорим о том, как мы говорим. Многим известна героиня романа Ильфа и Петрова «12 стульев» Эллочка — людоедочка, словарный запас которой состоял из 30 слов на все случаи жизни. Мне кажется, что современные «Эллочки» обходятся гораздо меньшим количеством слов, позаимствованных с рекламных роликов. Подслушаем телефонный разговор одной из них. Правда, при этом потребуется синхронный перевод.

 

 

Сценка №2. Разговор по телефону.

 


      Два человека

Алло, можно Эллу?

 Привет, мочалка! Это я.

 Ты выйдешь гулять?

 Не могу: шнурки в стакане.

 Ты фейерверк видела? Ну, как?

 Ну, кайф! Классно! Потряска!

 Знаешь, Мадонна приезжает.

 Да, я от нее торчу.

 Будешь смотреть ее концерт?

 Без базара, я же не лох какой-нибудь.

 До свидания, Элла.

2. Чао, бамбино!            

            Переводчик

 

Здравствуй, дорогая подруга.

 

Я не смогу пойти, так как родители дома.

Да! Очень красиво. Зрелище потрясает!

 

Да, я восхищена ее пением.

 

Конечно, я же современная девушка.

 

Пока, подружка!

 


 

Чтение стихотворения.

1 ученик. Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут … а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

2 ученик. «Спасибо», «здравствуйте»,

«простите» —

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык

3 ученик. Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: «Добрый день».

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуй» говорит.

4 ученик. А вместо слова «до свиданья»

Не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье:

«Ну, я пошел, пока, всего».

5 ученик. Не скажет он друзьям по школе

«Алеша», «Петя», «Ваня», «Толя».

Своих друзей зовет он только

«Алешка», «Петька», «Ванька», «Толька».

 

1 ведущий. А ведь нам, ребята, по словам писателя И. С. Тургенева, «дан во владение великий и могучий русский язык», язык Пушкина, Лермонтова и Толстого. Так стоит ли заменять его каким-то суррогатом? Не лучше ли образцом нашей речи сделать язык великой русской литературы?

 

Четвертая страница «Ежели вы вежливы».

 

2 ведущий. Все знают такой афоризм Сервантеса: «Ничто не дается нам так дешево и не ценится так дорого как вежливость». (pril.1, слайд 8) И этому тоже нужно учиться. Вежливое, доброжелательное отношение к ровесникам, младшим и старшим — одна из важнейших норм этикета. Вот что по этому поводу сказал поэт С. Маршак:

6 ученик. Ежели вы вежливы и к совести не глухи,

 Вы место без протеста уступите старухе.

Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

 В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.

7 ученик. И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,

 И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьете.

             И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,

 Не будете с товарищем трещать, как две сороки.

1 ведущий. Как же стать вежливым? Нет ничего проще. Для этого надо пользоваться словами, от которых становится теплее и радостнее на душе. Давай же вместе вспомним эти волшебные слова.

(Ребята называют слова хором: здравствуйте, спасибо, будете любезны и другое).

1 ведущий. Ребята, по каким качествам можно судить о вежливости человека (pril.1, слайд 9).

2 ведущий. Какое прекрасное слово: «Здравствуйте». (Читает стихотворение).

   Мне кажется, что «здравствуй» — лучшее из слов,

   Потому что «здравствуй» — значит будь здоров.

   Правило запомни, знаешь — повтори.

   Старшим это слово первым говори.

   Вечером расстались, встретились с утра,

   Значит, слово «здравствуй» говорить пора.

1 ведущий. Будьте добры иль будете любезны —

   Эти слова в разговоре полезны.

   С ними легко на прогулке и дома,

   Будет приятно их слышать другому.

 

8 ученик. Если ты воспитан, если вежлив даже,

О тебе плохого никогда не скажут.

Ты старушке место в транспорте уступишь.

Маме помогая, хлеб к обеду купишь.

С другом на уроке ты болтать не будешь

И сказать «спасибо» ты не позабудешь.

В комнате порядок наведёшь, конечно.

И друзей поздравишь с праздником сердечно.

В разговоре взрослых перебить не сможешь.

И в несчастье другу ты всегда поможешь.

Слабому в защите, верно, не откажешь,

О другом, конечно, слов плохих не скажешь.

Вежливый ребёнок-это просто клад!

С вами повстречаться каждый будет рад!

 

1 ведущий: Этикет – это установленный порядок поведения людей в обществе. Знать его необходимо каждому, потому что каждый из вас уважает человека, соблюдающего элементарные правила этикета. Некультурных, грубых людей скорее боятся, но не любят и не уважают.

И сегодня мы с вами проверим себя: насколько хорошо вы знаете правила хорошего тона.

Итак, правила игры (игра по принципу брей-ринга). Разделимся на две команды, которым придётся сразиться. Игра идёт до 6 очков. На обсуждение вопроса даётся 1 минута. Если ответ готов, команда подаёт

сигнал, и ей предоставляется право ответить . В случае неправильного ответа соперники могут попробовать ответить на этот же вопрос.

Позвольте начать игру.

Следить за игрой будет жюри… (выбрать из гостей).

ВОПРОСЫ:

1.      Что принято считать хорошими манерами? (В обществе хорошими манерами считают скромность, сдержанность, деликатность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с людьми).

2.      В каких случаях и как можно приветствовать друг друга? (Кивок, жест, рукопожатие, слово, объятия. Чаще всего – “здравствуйте”; кивок и жест – при встрече в транспорте, на улице при сравнительно большом расстоянии; объятие – при встречи родственников или близких старых друзей; пожилой мужчина может приветствовать наклоном головы сидя).

3.      Кто первым здоровается при входе в помещение? (Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста).

4.      Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий? (Первым здоровается проходящий).

5.      Когда мы впервые встречаемся с людьми, кто должен представляться первым: женщина, мужчина, младшие, старшие, начальник, подчинённый. (Всегда действует правило: старший подаёт руку младшему; женщина – мужчине; начальник – подчинённому).

6.      Ты пришёл по приглашению, но в доме уже много гостей. Твои действия? (Подать руку хозяйке и хозяину, а остальным, слегка поклоняясь, сказать: “Здравствуйте”).

7.      Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит? (Надо пропустить того, кто выходит из магазина).

8.      Мужчина и женщина входят в помещение. Кто должен войти первым? (Первой входит всегда дама).

9.      При входе или выходе из общественного транспорта кому отдаётся предпочтение? (Первой заходит дама, затем – мужчина; выходят – наоборот).

10.  Пара поднимается или спускается по лестнице. Кто идёт первым? (Вверх по лестнице – мужчина; вниз – дама).

11.  Вы пришли к товарищу, он в ванной. Вас привели в комнату, где нет никого, и предложили подождать его. Ваши действия? (Гость ждёт стоя. Не принято ходить из одного угла в другой, разглядывая вещи, лучше взять книгу и полистать её, или смотреть, что происходит за окном).

12.  При разговоре по телефону кто здоровается первым? (Позвонивший, представившись).

13.  Если при разговоре по телефону прервалась связь, кто должен перезвонить? (Позвонивший).

14.  Вы пришли в гости с подарками и цветами. Как их нужно преподнести? Как должен поступить с подарком именинник /хозяин/? (Цветы держат в левой руке, подарок вручают в развёрнутом виде или в красивой упаковке. Именинник /хозяин/ должен раскрыть подарок и посмотреть, что в нём).

 

 

15.  Вы получили в подарок коробку конфет, что вы с ней будете делать? (Полученные в подарок фрукты, шоколад, конфеты, торт предлагаются всем).

16.  С какой стороны обходят прохожих? (Идущих впереди обходят слева, а идущих навстречу – справа).

17.  Вашей спутнице уступили место в транспорте. Кто должен поблагодарить за это – вы или ваша спутница? (Мужчина).

18.  Кто уступает место (сидячее) в транспорте старикам, женщинам с детьми – мужчина или женщина? (Оба).

19.  Какой стороны следует придерживаться при передвижении по тротуару? (Правой).

20.  Вы пришли в кино и пробираетесь на своё место в ряду, заполненном сидящими людьми. Как нужно проходить – лицом или спиной к сидящим? (Лицом).

21.  Может ли девушка отказаться от приглашения на танец? (Этикет разрешает отказаться от приглашения на танец, не объясняя причины отказа),

22.  Вы кого-то нечаянно толкнули. Как правильно сказать: “Извините” или “Извиняюсь”? (Извините).

23.  Можно ли вести беседу двоим, если с ними находится ещё один человек? (Вести разговор, в котором не принимают участие все присутствующие –нельзя: третий может подумать, что речь идёт о нём или что ему не доверяют).

24.  Как правильно говорить: “звони’те” или “Зво’ните”? (Звони’те).

25.  Кто первым кладёт телефонную трубку – мужчина или женщина? (Женщина).

 

По окончании брейн-ринга жюри подводит итоги, награждаются победители.

 

1 ведущий. Ребята! Сегодня мы поговорили с вами лишь о некоторых нормах современного этикета. Но эта тема неисчерпаема. На следующих классных часах мы узнаем, как вести себя в гостях, в театре и других общественных местах, как следует знакомиться, говорить по телефону и о многом другом. До свидания, до новых встреч.  

                                                                                     (скачать  презентацию)

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»